Теоретические основы методики анализа в коммерческом банке.
Коммерческий банк - как объект анализа.
В соответствии с законодательством Украины банк - это коммерческое учреждение, созданное для привлечения денежных средств от юридических и физических лиц и размещении их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществления иных банковских операций. С одной стороны, банк, как и любое предприятие, создается для удовлетворения интересов собственников банка (акционеров или индивидуальных), и общественных интересов (клиентуры - физических и юридических лиц, обслуживаемых банком). С другой стороны, банк - это предприятие особого вида, которое организует и осуществляет движение ссудного капитала, обеспечивая получение прибыли собственникам банка.
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие свободные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале.
Финансовое посредничество отличается от брокерско-дилерских функций. Брокеры - это агенты финансового рынка, работающие на комиссионных началах. Они собирают информацию о состоянии рынка и находят контрагентов для совершения сделок, действуя за счет и по поручению своих клиентов. Дилеры - торгуют ценными бумагами и другими обязательствами на вторичном рынке, получая прибыль от разницы в курсах покупки и продажи. Специфическая черта брокеров и дилеров состоит в том, что они не создают собственных требований и обязательств, действуя по поручению своих клиентов. Финансовые посредники в процессе деятельности создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику.
Этот процесс создания новых обязательств и обмена их на обязательства других контрагентов составляет основу, суть финансового посредничества. Подобная трансформация исключительно важна в рыночной экономике. Она позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их разных источников, их сроков, доходности и т. п. аккумулируя денежные капиталы из разных источников, финансовые посредники создают общий обезличенный поток денежных средств и могут удовлетворять требования на кредит на самых различных условиях.
Во всем мире коммерческие банки являются важнейшим звеном банковской системы, концентрируя основную часть кредитных ресурсов и осуществляя широкий диапазон банковских операций и финансовых услуг для юридических и физических лиц. Они представляют второй уровень банковской системы после центральных (государственных, национальных, федеральных и т. п.) банков.
Банковское дело представляет собой специфическую форму предпринимательской деятельности, связанную с привлечением и распределением ссудных капиталов.
Любой коммерческий банк работает по определенным принципам.
Во-первых, работа в приделах имеющихся ресурсов (коммерческий банк должен обеспечивать полное соответствие между своими ресурсами и вложениями[1]).
Во-вторых, полная экономическая самостоятельность в сочетании с полной экономической ответственности за свою деятельность[2].
В-третьих, взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на рыночных условиях.
В-четвертых, регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенным экономическим путем.
Как видно из вышеприведенного коммерческий банк - это субъект предпринимательской деятельности и поэтому он является объектом экономического анализа, со всеми процессами и явления, которые в своей совокупности составляют его финансово-хозяйственную деятельность.
Результатом этой деятельность является банковский продукт в виде создаваемых платежных средств и предоставляемых услуг. В практике термин «банковский продукт» появился с переходом к рыночной экономике. В США, как правило, принято говорить о продукции банков, подразумевая под этим услуги и операции, совершаемые банком, его действия и т. д.
По мнению некоторых экономистов, банковский продукт - это разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческим банком за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского дела (например, совершенствование организационной структуры, внедрение новой техники и технологий и т. п.).
Продукт банков носит стоимостной характер и состоит из платежных собственных и привлеченных средств, поэтому деятельность банка сводится к организации расчетов в наличной и безналичной формах через вклады, депозиты, кредитование, поручительство, гарантии, консультации и прочее, одним словом к предоставлению услуг.
Банковские услуги - это виды деятельности коммерческих банков, которые соответствуют их функциям, направленные на удовлетворение общественных потребностей и получению максимальной прибыли.
Особенность банковских услуг в том, что они должны обладать свойством самовозрастающей стоимости. Для этого каждая оказанная услуга банка должна соответствовать получению дохода и увеличению стоимости для участия в последнем обороте капитала. Для банковских услуг характерны следующие свойства:
- они абстрактны, не имеют материальной субстанции, но приобретают конкретный характер на основе договорных отношений;
- не могут быть произведены «про запас»;
- носят производственный характер;
- объектом банковских услуг выступает капитал (оказание услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (денежные средства предприятий, граждан, коммерческих банков, НБУ в форме наличности, бухгалтерских записей и платежно-расчетных документов));
- охватывает активные и пассивные операции;
- купля-продажа банковских услуг характерна продолжительностью во времени.