Томизм возник в ХIII веке. Основатель этой школы религиозной философии Фома Аквинский.
Основная задача неотомизма - толкование слова божьего.
Основной тезис неотомизма - религия находится в полной гармонии с наукой и художественным творчеством, которое есть не что иное, как общение художника с богом. Задача искусства - нести людям спасительный светоч веры в бога.
Неотомисты последовательно придерживаются идеи креационизма, т.е. сотворенности мира богом. И утверждают, что в основе всего существующего лежит божество, его тотальность, проявляющаяся в многообразии мира. Сотворенный мир природы и культуры сопричастен богу и ценностен. Бог, творя мир изливает в него собственную экзистенциальную полноту. В самом боге сущность и существование тождественны. В сотворенность сущность даруется свыше. Человека понимается как сложная субстанция, состоящая из простых - души и тела. Душа - формообразующий принцип по отношению к телу.
Служа поэзии и красоте художник служит Абсолютному, богу. Подлинное место красоты в божественном разуме, духе, божественной благодати. Божественный промысел - первопричина всех вещей. Искусство не служит познанию мира, а является созиданием идеальной формы, гармонического воплощения божественного начала.
Неотомизм отрицает познавательное значение искусства. Конечно, искусство не является познанием в том смысле, как наука, но вне познавательного процесса не существует, оно опирается на процесс рационального познания в создании своих образом, но и само является познанием. В том смысле познанием, что открывает истину человеческой чувственности. Отрицание познавательного значения искусства приводит неотомизм к защите декадентского искусства. И даже к отступлению от положений, разработанных Фомой Аквинским, который утверждал, что непременным признаком красоты является целостность и совершенство как предмета, так и его воспроизведения. Неотомизм же оправдывает субъективистскую деформацию действительности в модернизме.
Главное нетомизм видит в том, чтобы “форма сияла в материи”. Форма же мыслится по-аристотелевски как активное начало. В данном случае активным формообразующим началом является бог. Потому задача формы состоит в искусстве в стремлении к переходу в область духа. Молитва признается выше поэзии. Она и есть совершенный образец чистого искусства.
В произведениях художников и писателей неотомистов абстрактный гуманизм выступает как художественный принцип. Очень часто такие произведения сводятся к рассмотрению отвлеченных моральных проблем. Абстрактный гуманизм не интересуется путями и способами достижения гуманного общественного состояния. Он просто декларирует, что это вот хорошо, а это вот плохо. Это и понятно. Религия всегда была рядом с тем классом, который держал в руках народное богатств.
Идея бога как недостижимого абсолюта, отвлеченная от реального жизненного процесса, от реальной жизненной борьбы, исповедуемая неотомизмом, есть мистика. Она, как и всякая мистификация, искажает реальность. В данном случае искажается понимание сути искусства. Искусство не есть движение к абстракции, а прежде всего есть средство обретения себя в толще конкретного, реального жизненного процесса, средство действительного восхождения в деятельности души к высоким человеческим ценностям. Средство быть в своей непосредственности в этих высоких ценностях. Религия же как бы не верит в нравственность вне страха. Искусство же основано на том, что нравственность есть естество человека и никакого страха здесь не нужно. Вера в себя есть основа подлинной свободы человека.