На мой взгляд наиболее ярким и подходящим для анализа, с точки зрения эстетических категорий, является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Роман Булгакова целиком пропитан иронией. Юмор и ирония романа принимают здесь даже, как мне кажется, разоблачительный характер, зачастую возрастая до философского сарказма. Один только образ Воланда представляет собой нечто карнавальное, театрально-игровое. И, несмотря на, отрицательную сущность Воланда – образ дьявола в романе Булгакова не является воплощением безобразного ни в этическом, ни в эстетическом плане.
Безобразное этого романа как раз выражено в столичном населении. Которое, не без помощи, конечно же Воланда, предстает в своем истинном облике, и мы лишний раз убеждаемся в корыстолюбии и низости людей. И когда же Воланд встречается с теми, кто еще не утратил способности к состраданию, он иронически удивляется. Несмотря на то, что Воланд в романе играет роль Провокатора, он всегда дает людям шанс выбрать между добром и злом.
Все безобразное идет от самих людей: даже голову болтуну Бертальскому Фагот отрывает не по собственной инициативе. Это безобразное предложение поступает с галерки.
Прекрасным и одновременно фантастическим является образ Маргариты. Этот образ встает над пластом сатирической повседневности романа. Прекрасна и любовь Мастера и Маргариты вдохновенная и неудержимая, страстная, бурная, выжигающая оба сердца до тла.
Трагическое я вижу в самом образе Мастера, в его одиночестве, какой-то безысходности, в его нереализованности. Трагедия же Мастера и Маргариты в непонимании окружающим миром.
В романе «Мастер и Маргарита» можно увидеть и фантастическое, которое появляется не только в библейской его части но и в фантастическом попадании Воланда и его свиты из вечности в Москву. Фантастическое – и вся черная магия Воланда.
В заключение хотелось бы отметить то, что роман «Мастер и Маргарита» довольно сложное произведение, в котором, в принципе, можно выделить и другие эстетические категории, но на мой взгляд, именно ирония ,безобразное, прекрасное, трагическое, фантастическое, являются основой данного произведения.