Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим и идеалистическо-метафизическим философствованием. Феномен Нового времени представляет собой развитие пантеистической системы.
Пантеизм сводится к тому, что обожествляется и наделяется «высшим разумом»сама Природа. В чистом пантеизме присутствует единственное дополнительное положение: Природа и Бог тождественны друг другу. Это положение, по существу, даже нельзя назвать догматом. Оно фактически лишь вводит дополнительный термин «Бог», который отождествляется с термином «Природа»практически как синоним. В пантеизме теряют смысл догматы о непознаваемости и первичности Бога. Действительно, если Бог и Природа – синонимы, то, познавая Природу, человек тем самым познаёт Бога, что отождествляет пантеизм с материализмом в полном согласии с классическим тезисом Ф. Энгельса: «Если Бог существует, то он – материален». В то же время Бог, будучи тем же самым объектом, что и Природа, никак не может быть по отношению к ней первичен, если только он не сотворил сам себя. Но в этом случае и Природа в равной степени первична по отношению к Богу и тоже сотворила сама себя (что, вообще говоря, полностью согласуется с материализмом).
Таким образом, пантеизм противостоит схоластическому учению, т.к. Бог уже лишается свободы, не творит мир из ничего, но является совечным миру и сливается с законом естественной необходимости. В результате этих процессов в философии Нового времени вырабатывается новая, пантеистическая в своей основе картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека.
Патеистические учения можно наблюдать в работах Н.Кузанского, Дж. Бруно («… природа… есть не что иное, как Бог в вещах»), Ф. Энгельса, Б. Спинозы, который , опираясь на традицию пантеизма., разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие «Бог»отождествлено с понятием «природа». В 18 в. пантеистические воззрения развивали под влиянием Спинозы Гёте и Г. Гердер.