Философию Гегеля, Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки. Он отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля; не признает единства философии и религии; отвергает диалектику.
Карл Маркс (1818-1883) поначалу относился к младогегельянцам, но затем под влиянием Л.Фейербаха перешел на позиции материализма.
В своих философских построениях Маркс последовательней и глубже Л.Фейербаха провел идею материализма, всесторонне использовал достижения диалектической мысли своих предшественников и особенно Гегеля, создал самостоятельное философское учение - диалектический материализм.
Отрицая Бога и христианство, Фейербах сосредотачивает свой интерес на человеке, и поэтому считается гуманистом. Его идеи вкратце таковы: единственным отправным пунктом всякой философии является человек. Но не абстрактный человек, а реальный, целостный, со всеми его чувствами и телом, и взятый не в отдельности, а в его отношениях с другими.
Взгляды Маркса на религию вкратце могут быть выражены в трех тезисах:
- Религия — это плод самообмана человека как следствие тяжелых условий жизни.
- Религия является выражением несчастья и обездоленности человека и проявлением его слабого протеста против такого состояния.
- Для того чтобы была восстановлена истинная сущность человека, религия должна исчезнуть. Это произойдет, когда будут уничтожены искаженные условия жизни, из которых религия проистекает и на которых основывается.
Таким образом, и Маркс, и Фейербах отрицают религию, но только Фейербах руководствуется гуманистическими соображениями, и считал их возможными с помощью просвещения, освобождения от «религиозного самообмана», а . Маркс, напротив, стремился к социальным переменам, исходя из политико-экономических предпосылок, и учил, что эти перемены достижимы путем пробуждения сознания и преобразующей революционной борьбы.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что философия Фейербаха в точности не повторяется ни у Маркса, ни у Гегеля, но все же ближе к марксизму.